Кюи Цезарь Антонович
Родился в Вильнюсе в семье учителя. Музыкой начал заниматься в 10 лет, первым учителем Кюи по композиции был С.
Монюшко. С 1851 года учился в Главном инженерном училище, затем в Военно-инженерной академии, где и остался преподавать (с 1891 года заслуженный профессор). Был известным военным инженером-фортификатором, имел чин генерала. Большую роль в творческой жизни Кюи сыграло знакомство с Балакиревым, Даргомыжским, Стасовым. Кюи становится членом «Могучей кучки». Дебют Кюи-композитора состоялся в 1859 году («Скерцо» для оркестра). С 1864 года занимался музыкально-критической деятельностью, печатался в самых разных изданиях, всегда отстаивал идеи русской музыкальной школы.
В своем творчестве, несмотря на близкое творческое общение с композиторами «Могучей кучки», Кюи скорее принадлежал к романтикам. Самое ценное в творческом наследии Кюи - вокальная лирика, романсы. Кюи завершил (по эскизам) неоконченные оперы Даргомыжского «Каменный гость» и «Сорочинская ярмарка» Мусоргского.
Произведения:
оперы:
«Кавказский пленник» (1857-1858)
«Вильям Ратклиф»
(1861-1868)
«Анджело» (1871-1875)
«Сарацин»
(1896-1898)
«Пир во время чумы» (1895-1900)
«Мадемуазель Фифи»
(1903)
для голоса с фортепиано:
более
300 романсов
концертная сюита для скрипки и фортепиано
(1884)
3 квартета
(1890, 1905, 1913)