Произведения

Биография

Каталог

Произведения

 «Щелкунчик»

Балет в двух действиях

1892

Балет «Щелкунчик» вместе с одноактной оперой «Иоланта» был заказан Чайковскому дирекцией императорских театров в 1891 году. К работе подключился балетмейстер М. Петипа. Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала в одном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального общества. Театральная премьера балета состоялась 6 декабря 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.

Либретто «Щелкунчика» сочинено М. Петипа по оригинальной обработке А. Дюма сказки Э. Т. Гофмана «Мышиный царь». Либретто распадается на две обособленные части, разные по стилю и художественным достоинствам. Первая часть - детские сцены в доме Зильбергауза - полна тонкой театральной образности, вторая - «царство сластей» - несёт печать «роскошной» зрелищности старых балетов. Эти части связывает воедино лишь образная музыка Чайковского.

Предметом заботы композитора было создание особых эффектов, способных передать всю сказочную необычайность второго действия балета. В связи с этим он, видимо, и обратил внимание на недавно изобретённую челесту. Чайковский одним из первых ввел в симфонический оркестр прозрачный, «тающий», поистине волшебный звук челесты. В «Щелкунчике» наряду с челестой, большую роль играют арфа, колокольчики, треугольник, создающие сказочную атмосферу.

Партитура «Щелкунчика» вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского.

Сюжет:

Девочка Маша (в первоначальной редакции Клара), живущая в небольшом городке, получает в подарок на Рождество от своего крёстного, старого Дроссельмейера, забавную куклу – уродца Щелкунчика. Гости расходятся, Маша остается одна в пустом тёмном зале. Часы бьют полночь, и Маша попадает в волшебно преображенный мир: ожившие куклы и игрушки сражаются с полчищами серых мышей во главе с Мышиным царём. Отважный Щелкунчик выигрывает бой и превращается в красивого юношу - Принца. Вдвоем с Машей они совершают путешествие в столицу сказочной страны Конфитюренбург, где их приветливо встречают феи и всевозможные ожившие лакомства. Все принимают участие в танцах.

В современной редакции балета Маша пробуждается с куклой-Щелкунчиком в руках.

 

«Спящая красавица»

Балет-феерия в трёх действиях с прологом

1889

Балет был заказан Чайковскому дирекцией императорских театров. Чайковский писал о работе над «Спящей красавицей»: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень увлечён и писал с такой теплотой и охотой, которые всегда обусловливают достоинство произведения». Первые четыре картины были написаны в течение трёх недель, к концу января 1889 года. Следующие части - весной и летом того же года, причём некоторые из них - во время длительного путешествия композитора из Парижа через Марсель, Константинополь и Тифлис в Москву. Инструментовка балета была закончена уже в то время, когда в театре полным ходом шли репетиции нового спектакля. Постановкой руководил знаменитый балетмейстер М. Петипа.

Премьера спектакля состоялась 3 января 1890 года. Вначале успех был не очень шумным. Чайковский писал: «Ошеломлённая и новизной программы и обилием ослепительных подробностей публика не могла оценить балет так, как оценила его потом.»

В «Спящей красавице» воплощён исключительно «светлый» Чайковский - Чайковский торжественных любовных кантилен, жизнерадостной, блестящей лирически изящной танцевальности. Лирика балета отличается особой пышностью, чувственной полнотой и праздничностью.

Сюжет:

Прекрасная Аврора, дочь короля Флорестана XIV, засыпает вечным сном, уколовшись о веретено в день празднеств по случаю дня своего совершеннолетия, - такова месть злой феи Карабос, которую старший церемониймейстер Каталабют некогда забыл пригласить на крестины принцессы. Много лет спустя принц Дезире с помощью доброй феи Сирени во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает её поцелуем. Злые чары феи Карабос разрушены. Счастливые влюблённые празднуют свадьбу.

 

Симфония № 6 «Патетическая»

Симфония си минор, соч. 74

1893

Написана в 1893 году. Драматическая напряжённость, новаторская трактовка цикла, высокий накал мысли и чувства, трепетная взволнованность музыки снискали Шестой симфонии всемирную славу. «В симфонию эту я вложил, без преувеличения, всю душу, - писал композитор. – Я положительно считаю её наилучшей и, в особенности, наиискреннейшей из всех моих вещей».

Шестая симфония - одно из наиболее популярных и часто исполняемых произведений мировой симфонической литературы.

Четырёхчастный цикл Чайковский трактует по-своему. Эту симфонию можно назвать симфонией-трагедией. Конфликт человека с действительностью заканчивается фатально. Композитор сочинил к этому произведению программу, но её текст не опубликовал, считая, что содержание музыки будет понятно и так.

I часть - сонатное аллегро с медленным вступлением. Темы развиваются от драматического накала к спаду, светлый образ не достигнут, силы человека на исходе. В середине части ошеломляюще звучит церковный напев «Со святыми упокой».

II часть - светлый лирический вальс, написанный в размере пять четвертей (5/4). Вальс - лишь временная разрядка, в конце его у тромбонов вновь звучит грозная тема из первой части.

III часть - скерцо – марш, энергичный, волевой, враждебный.

IV часть - финал - adagio lamentoso, траурно-погребальная музыка. В ней нет ни одной темы восходящего движения и даже светлые лирические фрагменты состоят сплошь из «плачущих» интонаций. Мелодия дробится, музыка замирает.

 

Симфония № 4

Симфония фа минор

1877

Новая симфония знаменовала появление нового типа симфонического цикла в русской музыке -симфонии - психологической драмы. Это воплощение характерного для того времени конфликта человека с окружающей его жестокой средой (тема, типичная для романтизма). Цикл развёртывается очень целеустремлённо при тесной внутренней взаимосвязи отдельных частей.

I часть – Аллегро с медленным вступлением - завязка драматического конфликта и первый этап развития драмы. Тема вступления у валторн и фаготов, а затем у труб, тромбонов и тубы – «зерно» всей симфонии (иногда её называют темой «рока»). Главная партия, страстная и смятенная, и побочная партия, гибкая и пластичная, -вальсообразны. Напряжение в музыке нарастает волнами, где постоянно сталкиваются тема «рока» и главная тема. Борьба не завершена, равновесие не достигнуто.

II часть - Андантино -лирические воспоминания, грезы. Чайковский писал: «И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое».

III часть -Скерцо - проходит в едином порыве, его темы ближе всего к народным танцам, маршам.

В музыку финала Чайковский включил цитату из народной песни - «Во поле березонька стояла». Идея композитора была такова: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Ступай в народ, смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам». Отсюда же - и появление второй темы в духе народного танца. Но в разработке трансформации тем столь фантастичны и столь мастерски сделаны, что ощутимо, зримо встает грандиозная картина борьбы человека с судьбой и самим собой. Возвращение к светлому настроению знаменует победу над тёмными сторонами жизни. Чайковский делает вывод: «Жить все-таки можно».

 

«Пиковая дама»

Опера в трёх действиях, семи картинах

Либретто М. И. Чайковского по мотивам одноименной повести А. Пушкина

1890

Написана в 1890 году. Работа над оперой настолько увлекла композитора, что клавир был закончен за 44 дня. Премьера состоялась в декабре 1890 года в Петербурге; через несколько лет опера была поставлена в Праге, Загребе, Вене, Милане и вскоре с триумфом обошла все оперные сцены мира. «Пиковая дама» - вершина оперного творчества Чайковского, одно из наиболее глубоких, новаторских произведений мирового оперного искусства. Несколько изменив образные характеристики героев и сюжетные ситуации пушкинской повести, Чайковский создал гениальную психологическую драму, в которой с потрясающей выразительной силой воплощены темы, близкие художникам всех эпох и поколений: тема сильной и страстной любви, тема злой, роковой силы, тема социального неравенства. Музыка «Пиковой дамы» потрясает взволнованностью и редкой мелодической красотой, благородством чувств, гуманизмом. Музыкальные «портреты» Германа, Лизы, Графини принадлежат к высшим достижениям образно-психологических характеристик в мировой оперной драматургии.

Сюжет:

Петербург. В Летнем саду встречаются приятели-игроки. Герман рассказывает друзьям о своей страстной любви к прекрасной незнакомке, а князь Елецкий сообщает им о своей предстоящей женитьбе. В сопровождении старой Графини появляется невеста Елецкого Лиза, в которой Герман узнает свою избранницу. Томский рассказывает, что когда-то Графиня, проиграв своё состояние, узнала тайну трёх карт и, поставив на них, вернула проигрыш. Герман клянётся добиться любви Лизы или погибнуть.

Проникнув ночью к Лизе, Герман признаётся ей в любви. Лиза охвачена ответным чувством. Герман, мечтая о богатстве, которое сулят три карты, решает выведать у старухи тайну. Как-то после бала Герман неожиданно появляется в спальне Графини. Угрожая ей пистолетом, он требует открыть тайну трёх карт. Испуганная старуха падает замертво. Герман в отчаянии - Графиня мертва, а тайны он не узнал.

После похорон Графини Герман получает письмо Лизы. Она просит его прийти в полночь на свидание. В темноте Герману мерещится призрак Графини. Она называет заветные карты: «Тройка, семерка, туз».

У Зимней канавки Лиза ждёт Германа. Наконец он появляется. Из его несвязных слов Лиза узнает, что Герман убил Графиню. В безумии он отталкивает Лизу и бежит в игорный дом. Лиза в отчаянии бросается в воду.

В игорном доме Герман одну за другой ставит две карты, названные Графиней, и выигрывает. Он ставит на карту весь выигрыш. Его вызов принимает князь Елецкий. Герман объявляет туза, но вместо этого у него в руках оказывается дама пик, в которой ему чудится усмешка старой Графини. В припадке безумия Герман кончает с собой.

 

«Лебединое озеро»

Балет в пяти действиях

1877

Впервые поставленный в московском Большом театре в 1877 году, балет явился первым выдающимся образцом балетного жанра в русском музыкальном искусстве. Взяв за основу сюжет одной из старинных легенд, Чайковский создал поэтически вдохновенную, красочную партитуру.

Вместо серии отдельных танцевальных номеров (из которых ранее компоновался балет) Чайковский впервые утвердил принцип сквозного симфонического развития, тесно связанного со сценическим действием. «Лебединое озеро» с неизменным успехом идёт на сценах большинства музыкальных театров, а также входит в репертуар зарубежных балетных коллективов. Многие фрагменты из балета (Вступление, Вальс, Танец маленьких лебедей, Чардаш и др.) пользуются огромной популярностью, часто звучат на концертной эстраде.

Сюжет:

Владетельный принц Зигфрид отвергает всех невест ради любви к прекрасной Одетте, превращённой злым гением Ротбартом в Белого Лебедя - королеву лебедей. Коварство Ротбарта, явившегося на бал в замок принца с дочерью Одилией (Черный Лебедь), заставляет Зигфрида забыть о своей любви к Одетте. Невольная измена Зигфрида должна привести к гибели Одетты и девушек-лебедей. Однако сила любви принца и Одетты разрушает чары злого волшебника.

 

«Иоланта»

Лирическая опера в одном акте

Либретто М. И. Чайковского

1884

«Иоланта» - последняя опера композитора. В 1884 году Чайковский прочёл перевод одноактной драмы в стихах датского писателя Г. Герца «Дочь короля Рене» и пленился оригинальностью и поэтичностью сюжета. Брату композитора М. И. Чайковскому было заказано либретто по драме Герца. Работа началась 10 июля, к 4 сентября вся музыка была написана, а в декабре закончена оркестровка. Первое представление состоялось вместе с балетом «Щелкунчик» 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Петербурге.

«Иоланта» - лирическая опера. Поэтическая одухотворенность, благородство и чистота чувств, трогательная задушевность сделали её одним из самых гармоничных и светлых произведений П. И. Чайковского. В музыке воплощена жизнеутверждающая вера в победу светлого начала, в душевные силы человека, стремящегося к правде и добру.

Сюжет:

На юге Франции расположен замок короля Прованса Рене. Здесь живет юная дочь короля Иоланта. Она слепа от рождения, но не знает об этом. По требованию короля окружающие тщательно скрывают от неё тайну, а никто из посторонних под страхом смерти не может проникнуть в замок. Однако с недавнего времени неясные стремления нарушают покой принцессы. Иоланта плачет и тоскует. Король приводит знаменитого мавританского врача Эбн-Хакима. Врач говорит, что исцеление возможно, но Иоланта должна узнать о своём несчастье и всей душой желать прозрения.

Сбившись с пути, в сад попадают рыцари Роберт и Водемон. Роберт был в детстве обручен с Иолантой; он никогда не видел её и не знает, что она слепа. Он хочет просить короля Рене расторгнуть давнюю помолвку. Поднявшись на террасу чудесного сада, Водемон видит спящую Иоланту. Невольно вырвавшийся голос восхищения будит спящую девушку. Волнение молодого рыцаря вызывает отклик в душе девушки. Прощаясь с прекрасной незнакомкой, он на прощание просит подарить ему на память красную розу. Вместо красной Иоланта срывает белую розу. С ужасом рыцарь убеждается, что девушка слепа. Охваченный состраданием, он рассказывает ей о том, как прекрасен свет, вечный источник радости и счастья. Появляется король. Узнав, что незнакомец раскрыл Иоланте тайну, он приходит в негодование, но врач Эбн-Хаким успокаивает его. Теперь путь к исцелению открыт. Король угрожает Водемону смертной казнью, если лечение не поможет. Ради спасения любимого Иоланта готова претерпеть любые муки. Прозрев, она с изумлением и восторгом видит мир, узнаёт отца, Водемона.

 

«Евгений Онегин»

Опера в трёх действиях, семи картинах

Либретто П. Чайковского и К. Шиловского по одноименному роману А. Пушкина.

1878

Премьера состоялась 29 марта 1879 года в Москве. Сознательно отказавшись от воплощения многообразных сюжетных линий романа, Чайковский назвал оперу «лирическими сценами», подчеркнув тем самым, что главное в ней - раскрытие внутреннего мира героев. Впервые опера была исполнена учащимися Московской консерватории и не сразу завоевала признание музыкантов и публики. Однако уже в середине 1880-х годов «Евгений Онегин» стал одним из самых репертуарных и любимых оперных спектаклей не только в России, но и за рубежом. Огромная эмоциональная сила музыки, её искренность и человечность, потрясающие по психологической правдивости и глубине характеристики действующих лиц, отсутствие сценической «эффектности» сделали «Евгения Онегина» исключительным явлением мирового оперного искусства и поставили его в один ряд с бессмертным творением Пушкина.

Структура оперы «Евгений Онегин» самым тесным образом связана с драматургией. Номера (арии, ариозо, дуэты, ансамбли, хоры) сочетаются со сквозными сценами, где происходит действие. Огромную роль играет оркестр, он комментирует, создаёт пейзаж и атмосферу (оба бала - это великолепная танцевальная музыка). В качестве одного из средств музыкальной драматургии Чайковский использует лейт-темы (тема Татьяны, тема любви Ленского).

Сюжет:

I картина - завязка драмы - Ленский привозит Онегина в имение Лариных.

II картина – Татьяна пишет Онегину письмо с признанием в любви.

III картина – встреча Татьяны и Онегина, их объяснение и крушение романтических грез и надежд героини.

IV картина – драматическая кульминация – на балу происходит ссора Ленского и Онегина.

V картина – трагическая кульминация – сцена дуэли Ленского и Онегина, смерть Ленского.

VI картина – встреча Татьяны и Онегина несколько лет спустя. Онегин влюбляется в Татьяну, но она уже замужем. Их союз невозможен.

 

«Детский альбом»

Сборник фортепианных пьес

1878

Написан в 1878 году. Составленный из 24 программных миниатюр, цикл (подобно «Альбому для юношества» Р. Шумана) не связан единой тематикой. В нём нашли отражение многочисленные жизненные впечатления, связанные с миром детских игр и сказочных приключений. В альбоме широко представлены танцевальные формы («Вальс», «Полька», «Мазурка»), есть и тонкая стилизация европейской народной музыки (французская, итальянская, немецкая песенки). Много внимания композитор уделяет колоритным жанровым сценам («Мужик на гармонике играет», «Шарманщик поёт» и др.). «Детский альбом» Чайковского обогатил репертуар юных исполнителей серией ярких высокохудожественных пьес, вошедших в «золотой фонд» мировой фортепианной литературы. Для многих композиторов последующих поколений цикл явился замечательным образцом творческого воплощения детской тематики.

 

«Времена года»

Фортепианный цикл из 12 пьес

1876

Каждая пьеса посвящена определенному месяцу года. Цикл был написан в течение 1876 года, когда композитор по заказу музыкального журнала «Нувеллист» ежемесячно сочинял по одной пьесе соответствующего характера. Для каждой из них Чайковский подобрал эпиграф из нескольких стихотворных строк русских поэтов - А. Пушкина, А. Майкова, А. Фета и др. Кроме названия месяца, все пьесы имеют подзаголовок, поясняющий содержание музыкальной картины.

Пьесы цикла:

Январь - «У камелька»

Февраль - «Масленица»

Март - «Песня жаворонка»

Апрель - «Подснежник»

Май - «Белые ночи»

Июнь - «Баркарола»

Июль - «Песня косаря»

Август - «Жатва»

Сентябрь - «Охота»

Октябрь - «Осенняя песня»

Ноябрь - «На тройке»

Декабрь - «Святки»

К теме времен года обращались и другие композиторы. А. Вивальди в 1725 году пишет инструментальные концерты, И. Гайдн в 1801 году - ораторию, А. Глазунов - балет.

Сайт управляется системой uCoz