МАЖОР

 

 

 -- см. Лад.

 

 

МАНДОЛИНА.

 

 

 Один из многочисленных потомков лютни, мандолина появилась в Италии в XVII веке, и уже в следующем столетии сделалась самым распространенным, самым любимым народным инструментом. Постепенно она стала популярна и в других странах.

Мандолина -- это и сольный, и аккомпанирующий, и ансамблевый инструмент. Существуют оркестры мандолин разных размеров. Оркестры эти, в которые иногда включаются гитары, носят название неаполитанских. Бывают случаи, когда мандолина включается даже в оперный и симфонический оркестры.

По форме мандолина очень похожа на лютню. На ее восьми струнах, настроенных попарно, играют медиатором.


МАНДОЛИНА

 

 

МАРШ.

 

 

 Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский очень любит детей. Для них, кроме музыки, он пишет книги. Книги, которые помогают понять музыку, почувствовать себя свободно в ее увлекательном мире. Одна из книг Кабалевского называется «Про трех китов и про многое другое». О третьем из китов, на которых, по мысли автора, держится музыка, в книге рассказано так:

«Вот физкультурники перед началом соревнований идут по стадиону в легких спортивных костюмах, с огромными развевающимися по ветру знаменами -- белыми, голубыми, зелеными, красными...

Вот идет по улице воинская часть. Четко держат солдаты шаг. Идут, как один, твердой, бодрой походкой... А впереди -- украшенный конскими хвостами и колокольчиками -- бунчук, который, двигаясь перед глазами музыкантов то вверх, то вниз в такт музыке, заменяет в походе дирижерскую палочку...

А вот совсем маленькие ребятишки -- дошкольники ходят по большой комнате, вооружившись красными флажками. Вид у них такой торжественный, будто они участвуют в самом «взаправдашнем» первомайском параде. А за пианино сидит их воспитательница...

Вы, конечно, уже приготовили свой ответ. Мне даже кажется, будто все вместе, по-военному четко и стройно, вы сейчас отчеканите это короткое и само по себе чеканное слово: марш!»

А через несколько страниц Кабалевский продолжает: «... Еще совсем маленькие октябрята очень любят маршировать под музыку -- не меньше, чем песни петь и пляски какие-нибудь отплясывать. А уж о пионерах и говорить нечего -- горн и барабан, играющие марш, так же дороги им, как и алый галстук на груди.

С маршами -- бодрыми походными, веселыми, праздничными, а порой, увы, печальными, траурными -- связаны многие, очень многие события в жизни каждого человека, в жизни огромных масс людей».

Что же такое марш? Французское marche означает в переводе -- ходьба. В музыке так называются пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под который удобно идти в строю. Хотя марши отличаются друг от друга мелодией, характером и содержанием, объединяет их одно: марш пишется всегда в четном размере -- на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги. Правда, бывают редкие исключения из этого правила. Песня А. В. Александрова «Священная война», написанная на стихи В. И. Лебедева-Кумача в самом начале Великой Отечественной войны, -- трехдольная. Но это -- самый настоящий марш -- мужественный, суровый и грозный. Под его звуки уходили на фронт солдаты.

Ну, а «настоящих» маршей вы, конечно, знаете великое множество. И тех, что написаны для движения под них, и тех, что входят в крупные произведения -- оперы, симфонии, оратории, сонаты. Очень известны марши из оперы Гуно «Фауст», из «Аиды» Верди, марш Черномора из «Руслана и Людмилы» Глинки. Марш звучит в третьей части Шестой симфонии Чайковского и в финале Пятой симфонии Бетховена. Траурными маршами являются медленные части Третьей симфонии Бетховена, его же фортепианной сонаты No 12 соч. 26, фортепианной сонаты си-бемоль минор Шопена. Много маршей встречается среди детских пьес для фортепиано. Например, в «Детском альбоме» Чайковского есть и траурный марш -- «Похороны куклы» и «Марш деревянных солдатиков».

Часто в характере и ритме марша пишутся песни. В той же своей книге Кабалевский, по аналогии с «королем вальса» Иоганном Штраусом, называет королем маршей Исаака Осиповича Дунаевского и перечисляет написанные им песни-марши: «Марш энтузиастов», «Марш физкультурников», «Марш юннатов», «Весенний марш», «Спортивный марш», «Марш трактористов», «Марш краснофлотцев», «Марш артиллеристов»...

 

 

МЕДИАТОР.

 

 

 В рассказах о струнных щипковых инструментах часто встречаются слова медиатор и плектр. Поэтому всем нужно знать, что это такое.

Медиатор -- тонкая пластиночка из пластмассы, металла или кости. Ею цепляют струны при игре на мандолине, домре и других подобных инструментах. Иногда медиатор делается в форме незамкнутого кольца и надевается на палец. Такой медиатор называют плектром.

ПЛЕКТР


 

 

 

 

МЕЛИЗМЫ.

 

 

 Видели вы когда-нибудь портреты XVII века? Дамы в широких юбках -- фижмах -- со множеством оборочек, рюшей и бантиков, в напудренных париках, завитых, украшенных цветами и драгоценностями. Кавалеры в расшитых золотыми узорами камзолах, в сорочках с пышными кружевными жабо, в коротких панталонах с бантами, в шелковых чулках и башмаках с нарядными

пряжками. Всюду украшения, украшения... Букетики цветов, кружева, ленты, драгоценности.

Мода на украшения существовала не только в одежде. Она распространилась и на искусство. В музыкальных пьесах также появились украшения -- мелизмы.

Греческое слово «melisma» означает песнь, мелодия. Поначалу так стали называть отрывки мелодии, исполняемые на один слог текста -- конечно, в тех случаях, когда на него приходилась не одна нота. С XVII века это название укоренилось в инструментальной музыке за мелодическими оборотами установившейся формы, представляющими собой украшение основной мелодии. Обороты эти не выписываются нотами, а показываются особыми значками. Чаще всего в музыкальных произведениях встречается форшлаг (по-немецки Vorschlag -- предшествующий удар). Это украшение обозначается крошечной ноткой, написанной перед той, к которой она относится. Часто встречаются в музыке разных композиторов трели. Название это произошло от итальянского trillare -- дребезжать, колебать. Записывается трель буквами tr и волнистой чертой за ними, и означает это, что ноту, над которой стоит такой знак, и ее верхнюю соседку надо как можно быстрее чередовать столько времени, какой длительности указана нота.

Существуют и другие виды мелизмов -- группето (обозначается знаком ), морденты (обозначаются значком ) простые, двойные и перечеркнутые ().

 

 

МЕЛОДИЯ.

 

 

 «Душой музыкального произведения» назвал мелодию Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Как «самую существенную сторону музыки» определил ее Сергей Сергеевич Прокофьев. Мелодия -- «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво, несмотря на самые принужденные гармонические сочетания, на все чудеса контрапункта и оркестровки», -- писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А. Серов.

Греческое слово «melodia» означает пение песни и происходит от двух корней -- melos (песнь) и ode (пение). В музыкальной науке мелодию определяют как одноголосно выраженную музыкальную мысль. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии.

Есть и сочинения, носящие название «Мелодия», например, «Мелодия» С. Рахманинова.

В профессиональной музыке мелодию дополняют другие компоненты -- гармония, инструментовка, различные приемы полифонического письма.

 

 

МЕТАЛЛОФОН.

 

 

 В наше время существует довольно много инструментов, звук в которых возникает от колебания упругого металлического тела. Это треугольники, гонг, колокольчики, тарелки и

другие ударные инструменты. Все они объединяются общим наименованием -- металлофон.

Один из металлофонов, вибрафон, особенно интересен своей конструкцией и выразительными возможностями. Он напоминает ксилофон, но сделан из металлических, а не деревянных пластинок. Вдобавок он имеет специальные резонаторные трубки с подвижными крышечками. Эти трубки способствуют периодическому усилению и ослаблению звучания, то есть динамической вибрации, от которой инструмент и получил свое название.

 

 

МЕТРОНОМ.

 

 

 Если вы занимаетесь музыкой, то возможно, вам приходилось встречать в нотах, в начале музыкального произведения, такие или подобные указания: М.М.  = 72 или  = 108,  = 60. Ставятся они непосредственно вслед за словесным обозначением темпа и указывают тоже, притом более точно, на темп произведения. Например, М.М.  = 72 означает, что музыка должна исполняться со скоростью 72 половинных ноты в минуту. Как найти эту скорость? На это отвечают буквы М.М., означающие «метроном Мельцеля».

МЕТРОНОМ


 

Метроном -- прибор, снабженный заводным механизмом, который точно отсчитывает длительности (подобно тому, как, разбирая новую пьесу, вы иной раз считаете: раз-и, два-и, три-и), притом в нужной -- заданной скорости. Изобрел его венский механик И. Н. Мельцель. Его именем этот прибор и называют. Выглядит он как деревянная пирамидка, с одной стороны которой снимается панель. Под ней закрепленный снизу маятник, с передвижной гирькой, а на пирамидке -- шкала с цифрами. Если передвигать гирьку по маятнику, то, в соответствии с тем, против какого числа на шкале ее установить, маятник качается быстрее или медленнее и щелчками, подобными тиканью часов, отмечает нужные доли такта, Чем выше гирька, тем медленнее ходит маятник; если же ее установить в самом нижнем положении, раздастся лихорадочный стук.

 

 

МЕЦЦО-СОПРАНО.

 

 

Ныряет месяц в облаках.
Пора ложиться спать.
Дитя качая на руках,
Поет тихонько мать:

«Уснули ласточки давно,
И люди спят в домах.
Луна глядит в твое окно,
Нашла тебя впотьмах...»

Это -- слова одной из частей оратории Прокофьева «На страже мира» -- «Колыбельной», слова которой написал Самуил Яковлевич Маршак.

Мелодия «Колыбельной», певучая и величавая, спокойная и задумчивая, словно плывет над аккомпанементом. Поет ее красивый женский голос -- глубокое, грудное, бархатистое меццо-сопрано. По характеру он близок драматическому сопрано, но ниже, насыщеннее его. Возможности меццо-сопрано очень велики. Композиторы поручают певицам, обладающим таким голосом, роли сильных, волевых натур. Меццо-сопрано -- Кармен в опере Бизе, Любаша в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Марина Мнишек в «Борисе Годунове» Мусоргского, Амнерис в «Аиде» Верди, Далила в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса.

Чудесное меццо-сопрано было у известных русских певиц Н, А. Обуховой, М. П. Максаковой, В. А. Давыдовой. Их записи можно услышать и сейчас -- арии из опер, старинные русские романсы. Очень красивое меццо-сопрано у Ирины Архиповой, Елены Образцовой, Тамары Синявской.

Диапазон меццо-сопрано от ля малой октавы до ля второй октавы.

 

 

МИНОР

 

 

 -- см. Лад.

 

 

МНОГОГОЛОСИЕ.

 

 

 Когда-то очень давно музыка была одноголосной. Певец пел песню. Музыкант на древнем, еще совсем примитивном инструменте исполнял одну мелодию. Но шли века, и музыка усложнялась. Люди поняли, что можно петь вдвоем или втроем, и не одну и ту же мелодию, а разные, но сливающиеся воедино, образующие вместе приятные для слуха созвучия. Что играть можно тоже не одному, а нескольким музыкантам вместе, причем не одно и то же, а отличающиеся друг от друга мелодии.

Многоголосие имеет два основных вида. Если ведущее значение имеет только один голос, в котором звучит мелодия, а остальные ему аккомпанируют мы говорим о гомофонии (греческое слово homos -- означает равный, phone -- звук) или гомофонно-гармоническом стиле. В таком стиле написано большинство произведений XIX века и современной музыки.

Другой вид многоголосия получил широчайшее распространение еще в XVI -- XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Это полифония (греческое poly -- много, phone -- голос, звук). В полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии.

В полифоническим искусстве возникли свои особые жанры. Это полифонические вариации -- пассакалья и чакона, это инвенции и

другие пьесы, использующие прием имитации. Вершина полифонического искусства -- фуга. Об этих жанрах вы можете прочесть отдельные рассказы.

Оба вида многоголосия -- и гомофонию, и полифонию, -- как правило, можно встретить в одном и том же произведении.

 

 

МОДУЛЯЦИЯ.

 

 

 От латинского слова «modulatio», что дословно означает соблюдение меры, размеренность, произошло итальянское modulazione, в переводе -- переливы голоса. В теории музыки слово «модуляция» означает переход из одной тональности в другую. Модуляции могут быть плавными, постепенными; могут быть и резкими, неожиданными. Если новая тональность не закрепляется надолго, а происходит возвращение к первоначальной тональности, то такая модуляция называется отклонением.

Модуляция -- очень важное, яркое и красочное выразительное средство музыки.

 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

 

 

 Так обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, «специальная литература», «справочная литература», «научная литература».

Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее, учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, наиболее важных сочинений.

 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА.

 

 

 Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». В симфоническом концерте вам довелось услышать испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты Бетховена. А школьный хор к очередному пионерскому празднику разучивает новые песни.

Зачем понадобилось такое перечисление? Здесь специально названы произведения очень разные -- разные и по жанру (о нем вы могли прочитать выше), и по форме.

Что же такое -- форма в музыке?

Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности построения музыкального произведения: соотношение и способы развития музыкально-тематического материала, соотношение и чередование тональностей. Конечно, каждое музыкальное произведение обладает своими неповторимыми чертами. Но все же на протяжении нескольких веков развития европейской музыки сложились определенные закономерности, принципы, по которым строятся отдельные типы произведений.

С одной из музыкальных форм вы все, без сомнения, очень хорошо знакомы. Это куплетная форма, в которой пишутся песни (ей

посвящен рассказ о слове «куплет»). Сходна с ней ведущая от нее свое происхождение старинная форма рондо. Основаны они на двух (или -- в рондо -- нескольких) различных тематических материалах. Форма в таких случаях строится на сопоставлении, развитии, а иногда и столкновении этих часто контрастных, а порою даже конфликтных тем.

Распространены в музыкальной практике также трехчастная и двухчастная формы. Трехчастная строится по схеме, которую принято изображать буквами так: АВА. Это означает, что начальный эпизод в конце, после контрастного ему среднего эпизода, повторяется. В этой форме пишутся средние части симфоний и сонат, части сюит, различные инструментальные пьесы, например, многие ноктюрны, прелюдии и мазурки Шопена, песни без слов Мендельсона, романсы русских и зарубежных композиторов.

Двухчастная форма распространена меньше, так как имеет оттенок незавершенности, сопоставления, словно бы «без вывода», без итога. Схема ее: АВ.

Существуют и музыкальные формы, основанные на одной только теме. Это, прежде всего, вариации, которые точнее можно назвать темой с вариациями (вариациям тоже посвящен отдельный рассказ в этой книжке). Кроме того, на одной теме построены многие формы полифонической музыки, такие как фуга, канон, инвенция, чакона и пассакалья. С ними вас знакомят рассказы «полифония», «фуга», «вариации».

Встречается в музыке и так называемая свободная форма, то есть композиция, не связанная с установившимися типовыми музыкальными формами. Чаще всего композиторы обращаются к свободной форме при создании программных произведений (далее вы сможете прочесть, что такое программная музыка), а также при сочинении всевозможных фантазий и попурри на заимствованные темы. Правда, часто и в свободных формах присутствуют черты трехчастности -- наиболее распространенной из всех музыкальных построений.

Не случайно и самая сложная, высшая из всех музыкальных форм -- сонатная -- в основе своей также трехчастна. Ее главные разделы -- экспозиция, разработка и реприза -- образуют сложную трехчастность -- симметричное и логически завершенное построение. Об этом вы прочтете в рассказе, посвященном сонате.

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ

 

 

 -- см. Слух.

 

 

МУЗЫКОВЕД.

 

 

 Вечером по телевидению транслируют оперу. До начала спектакля вы слушаете пояснительное слово, в котором рассказывается история создания произведения, раскрываются его особенности.

Вы хотите узнать побольше о композиторе, музыка которого вам очень нравится. В библиотеке вам дают книжку о нем.

Состоялась премьера музыкального спектакля. В газетах и журналах появляются на него рецензии.

В концертном зале, перед началом вечера симфонической музыки, слушатели покупают программы. В них вложена аннотация -- рассказ о музыке, которую предстоит услышать.

В музыкальных школах, кроме занятий по специальности, то есть обучения игре на том или другом инструменте, существуют еще уроки сольфеджио и музыкальной литературы.

Если вам непонятно значение какого-то музыкального термина или нужно узнать что-либо, относящееся к музыке, вы берете музыкальный словарь или энциклопедию...

Во всех этих случаях вы сталкиваетесь с одной из сторон деятельности музыковеда.

Специалисты-музыковеды получают образование в консерватории, на теоретико-композиторском факультете.

Там они получают знания по истории русской, советской и зарубежной музыки, гармонии, полифонии, инструментовке, анализу музыкальных форм, получают педагогическую, лекторскую практику, обучаются основам редактирования.

Музыковеды -- это ученые, авторы исследований о творчестве композиторов, о той или иной эпохе в развитии музыкальной культуры, о различных средствах музыкальной выразительности.

Музыковеды -- это и многочисленные педагоги всех уровней, от профессоров консерватории, авторов учебников по истории музыки, музыкальной литературе, гармонии и т. д. до преподавателей музыкальных школ, руководителей музыкальных кружков.

Музыковеды работают в архивах и в музеях, редактируют книги о музыке и ноты; подготавливают музыкальные радиопередачи и программы концертов; пишут критические статьи. Это очень интересная, многосторонняя профессия, требующая больших и разнообразных знаний, умения разбираться и в музыке прошлого, и в музыкальных событиях и явлениях современности, умения хорошо и свободно владеть словом, выражать свои мысли устно и в письменной форме и, конечно, свободного владения роялем, без которого настоящий профессионал просто немыслим.

Советское музыковедение знает имена многих выдающихся музыкальных ученых. Есть среди них даже академик Б. Асафьев, которому принадлежит много книг и статей, посвященных русским, советским и зарубежным композиторам.

 

 

 

           

Сайт управляется системой uCoz